Инструкция - как воспитать ребенка финансово успешным
Вопросы о том, как научить ребенка обращаться с деньгами, у родителей есть всегда. Мы собрали самые распространенные вопросы и отвечаем на них.
В формате "Вопрос-ответ":
- Что включает финансовая грамотность, как понять, чему именно учить ребенка?
- Когда нужно начинать давать ребенку карманные деньги?
- Как научить ребенка распоряжаться деньгами?
- Как воспитать предприимчивость?
- Нужно ли платить за выполнение ежедневных дел по дому или за хорошие оценки?
- Стоит ли помогать делать покупки, чтобы ребенок не ошибся?
- Какие слова и выражения взрослых могут негативно повлиять на отношение ребенка к деньгам?
Вопрос:
Что включает финансовая грамотность, как понять, чему именно учить ребенка?
Ответ:
Финансовая грамотность – умение эффективно управлять финансами. Важно помнить, что обучение нужно проводить по всем составляющим финансовой грамотности:
- умение считать деньги
- планирование расходов и ведение отчетов
- умение найти способы заработать
- умение накапливать
- умение инвестировать
- способность делиться
- рациональный подход к тратам.
Вопрос:
Когда нужно начинать давать ребенку карманные деньги?
Ответ:
Едва ребенок научился считать и читать, нужно начать выдавать ему деньги на карманные расходы, чаще всего это младший школьный возраст – 6-7 лет.
Правила, которые стоит соблюдать:
- Начните с небольшой суммы, и с каждым годом повышайте её. Повышение может быть приурочено к 1 сентября или ко дню рождения, Новому году и т.д.
- Установите правила, как часто и какую сумму вы будете выдавать (1 раз в неделю, 1 раз в месяц).
- Нельзя управлять ребенком, манипулируя карманными деньгами. Эти деньги – не инструмент влияния, а инструмент обучения успешного человека, поэтому «выплаты» должны быть неизменными, их не отменяют из-за «плохого» поведения.
- Объясните ребенку, какие функции у денег, расскажите о том, что это эквивалент товаров, откуда деньги приходят, какие есть способы управления ими (учет, экономия, накопления).
Вопрос:
Как научить ребенка распоряжаться деньгами?
Ответ:
После того, как вы выдали первую сумму денег ребенку, предложите ему начать планирование покупок.
- Научите ребенка рационально планировать бюджет. Покажите, как вы планируете семейный бюджет, пригласите малыша участвовать в планировании с вами. Расскажите о том, какие покупки в приоритете и почему (питание, средства гигиены и т.д.), какие покупки менее важны, а какие требуют накоплений. Продемонстрируйте, как вы распределяете финансы. Обязательно вносите часть суммы в графу «отложить».
- После этого предложите ребенку самому вести свой личный учет и планирование: нарисуйте таблицу, в которой будут графы «доходы» и «расходы», «накопления». В начале недели предложите ребенку запланировать покупки: чтобы он хотел купить. Расспросите его, что именно из списка желаний ребенку по-настоящему нужно, как можно расставить приоритеты. В течение недели напоминайте ребенку записывать траты и доходы, а в конце условленного срока помогите посчитать, сколько денег осталось. Обсудите с малышом, можно ли было сэкономить или потратить больше.
- Научите откладывать деньги. Расскажите о том, почему важно иметь «финансовую подушку безопасности», а также о долгосрочном планировании: помогите поставить цели и договоритесь, что какую-то часть суммы нужно научиться откладывать. Подарите ребенку копилку.
- Вводите малыша в финансовые взаимодействия с людьми, это могут быть заказы в кафе, оплата чека в кассе или проверка сдачи.
Вопрос:
Как воспитать предприимчивость?
Ответ:
Предоставьте ребенку возможность учиться зарабатывать. Он может это делать, помогая по дому. Соблюдайте правила: часть работы должна входить в обязанности ребенка (например, застилать кровать и мыть за собой посуду). Договоритесь, за какую именно дополнительную помощь вы готовы заплатить, а также сразу зафиксируйте сумму оплаты.
Важно! Не заставляйте ребенка «зарабатывать», поощряйте инициативу.
Вопрос:
Нужно ли платить за выполнение ежедневных дел по дому или за хорошие оценки?
Ответ:
Простые бытовые действия и учеба не могут быть источниками доходов, иначе ребенок привыкнет ничего не делать бескорыстно, а его главной мотивацией будет - получение денег. Но если ребенок достиг определенного успеха (например, получил высший балл по очень трудному для него предмету, можно «отметить» этот успех премией).
Вопрос:
Стоит ли помогать делать покупки, чтобы ребенок не ошибся?
Ответ:
Важно научиться не контролировать траты ребенка. Вы можете задавать наводящие вопросы, рассуждать, но не диктовать, куда ему потратить свои деньги. Даже если вы точно знаете, что покупка расстроит ребенка – позвольте ему получить бесценный опыт. Не упрекайте в бесполезной трате, лучше поддержите, если малыш расстроится, купив не качественную вещь.
Вопрос:
Какие слова и выражения взрослых могут негативно повлиять на отношение ребенка к деньгам?
Ответ:
Отношение к деньгам у детей формируют родители. В родительской речи часто появляются фразы, которые создают мышление неуспешного человека, избегайте их! Это:
- Нет денег
- Деньги даются тяжелым трудом
- Большие деньги заработаны нечестно
- Деньги – зло
- Это не для нас
- Нужно на всем экономить или деньги надо не тратить, а копить
- Богатым всегда завидуют
- Для счастья много не нужно. Можно обойтись малым, купить подешевле
- Богатство - для избранных.
Важно! Если ребенок просит вас что-то купить, вместо «нет денег» используйте фразы: «сегодня мы не планировали это покупать» или «деньги сегодня остались дома» и так далее.